Общественная палата
Удмуртской Республики

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Домашняя страница Документы Положение об общественной экспертизе

Положение об общественной экспертизе

Печать

Принято на пленарном заседании

Общественной палаты Удмуртской Республики

28 февраля 2008

 

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

в Удмуртской Республике

 

 

1. Общие положения

1.1.             Задачей настоящего Положения является урегулирование отношений в сфере общественной экспертизы, проводимой Общественной палатой Удмуртской Республики (Общественная палата, палата).

1.2. Целью экспертизы является оценка нормативно-правовых актов и их проектов, инициируемых Президентом Удмуртской Республики, Правительством Удмуртской Республики, Государственным Советом Удмуртской Республики, органами местного самоуправления Удмуртской Республики  с точки зрения их эффективности, целесообразности и социальной справедливости.

1.3 Настоящее Положение основано на Конституции Российской Федерации, Конституции Удмуртской Республики, Законе Удмуртской Республики «Об Общественной палате Удмуртской Республики» и иных законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации и Удмуртской Республики.

 

2. Понятия, используемые в настоящем Положении

2.1. Общественная экспертиза (экспертиза) - система действий и решений Общественной палаты Удмуртской Республики, негосударственных некоммерческих организаций Удмуртской Республики,  направленных на установление соответствия проектов федеральных законов и законов Удмуртской Республики, нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики правам граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики; выработку решений по общественно значимым проектам, касающимся жителей Удмуртской Республики; выработку решений и действий палаты по согласованию интересов жителей Удмуртской Республики, а также решение вопросов построения демократического гражданского общества в Удмуртской Республике.

Объекты общественной экспертизы - проекты федеральных законов и законов Удмуртской Республики, нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Удмуртской Республики, общественно важные проекты, затрагивающие социальные вопросы и права и свободы человека.

2.2. Принципами проведения общественной экспертизы являются законность, открытость, объективность, эффективность, а также принцип равного доступа представителей общественности к участию в проведении общественной экспертизы.

 

3. Инициирование общественной экспертизы

3.1. Организация и проведение общественной экспертизы согласно закону Удмуртской Республики «Об Общественной палате Удмуртской Республики»  инициируется решением совета Общественной палаты, обращением Президента Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, представительных органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, глав муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, а также - в связи с обращением члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации.

 

4. Порядок проведения общественной экспертизы

4.1. Президент Удмуртской Республики, Государственный Совет Удмуртской Республики, Правительство Удмуртской Республики, представительные органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, главы муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, желающие провести общественную экспертизу того или иного законопроекта, направляют в совет Общественной палаты законопроект и все необходимые для проведения экспертизы документы и материалы. Совет Общественной палаты, получив предложение указанных органов о проведении экспертизы на ближайшем заседании совета принимает решение о сроках, формах и процедуре проведения экспертизы.

4.2. Совет Общественной палаты после принятия решения о проведении общественной экспертизы и подготовке проекта заключения Общественной палаты по результатам экспертизы (далее - проекта заключения):

  • определяет комиссию, Общественной палаты, ответственную за подготовку проекта заключения, а в случае, если предмет рассматриваемого проекта нормативного правового акта или социально значимого проекта соответствует вопросам ведения других комиссий Общественной палаты, создает рабочую группу;
  • устанавливает срок представления комиссиями, рабочей группой Общественной палаты проекта заключения на заседание совета Общественной палаты;
  • рассылает для ознакомления данный проект во все комиссии Общественной палаты;
  • в период между заседаниями Общественной палаты совет Общественной палаты рассылает для ознакомления в комиссии Общественной палаты проект нормативного правового акта или информацию об общественно важном событии, в отношении которого принято решение о проведении экспертизы.

4.3. Для проведения экспертизы комиссии, рабочие группы Общественной палаты, ответственные за подготовку проекта заключения могут:

  • привлекать экспертов;
  • рекомендовать Общественной палате в установленном порядке направить в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти Удмуртской Республики и органы местного самоуправления запрос о предоставлении документов и материалов, необходимых для проведения экспертизы;
  • предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты для участия в работе комиссий и рабочих групп Государственного Совета Удмуртской Республики при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы;
  • предложить Общественной палате направить членов Общественной палаты на заседания Правительства Удмуртской Республики, коллегий органов исполнительной власти Удмуртской Республики, на которых рассматриваются проекты нормативных правовых актов, являющиеся объектом экспертизы.

4.4. Общественная экспертиза, проводимая по инициативе совета Общественной палаты, предполагает рассмотрение официально внесенных или находящихся на рассмотрении проектов законов и нормативно-правовых актов, проектов федеральных законов и законов Удмуртской Республики, затрагивающих вопросы государственной социальной политики и конституционных прав граждан Российской Федерации в области социального обеспечения и обеспечения общественной безопасности и правопорядка, а также организацию и проведение экспертизы по выработке решения по общественно-значимому проекту. До проведения экспертизы совет Общественной палаты вправе сделать запросы в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления для выяснения настоящего положения дел по данному вопросу.

4.5. Для своевременного проведения общественной экспертизы Председатель Правительства Удмуртской Республики, Председатель Государственного Совета Удмуртской Республики, органы государственной власти и местного самоуправления в течение пяти дней после поступления соответствующего запроса из Общественной палаты направляют в совет Общественной палаты планы законотворческой деятельности на текущий год. Совет Общественной палаты после ознакомления с планами законотворческой деятельности на одном из своих заседаний принимает решение о проведении общественной экспертизы.

4.6. При поступлении запроса Общественной палаты Государственный Совет Удмуртской Республики передает Общественной палате в письменном или электронном виде законопроекты, указанные в запросе, со всеми необходимыми документами и материалами, а Правительство Удмуртской Республики, органы исполнительной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики предоставляют проекты нормативных правовых актов, указанные в запросе, а также информацию, документы и материалы, необходимые для проведения экспертизы проектов подготовленных ими актов.

4.7. Срок предоставления документов и материалов, указанные в запросе Общественной палаты - не позднее пяти дней со дня получения запроса.

4.8. Процедура проведения общественной экспертизы, инициированная советом Общественной палаты, проводится в соответствии с указанными выше пунктами.

4.9. Дополнительными формами проведения общественной экспертизы являются обсуждение уже подготовленных проектов законов и нормативных актов, а также проведение «круглых столов» с участием общественности.

 

5. Требования к привлечённым экспертам

5.1. Эксперты, привлеченные к проведению общественной экспертизы, должны соответствовать следующим требованиям:

§         иметь диплом о высшем образовании в сфере проведения экспертизы;

§         иметь научные звания, научную степень;

§         иметь дипломы и сертификаты о дополнительном образовании;

§         иметь не менее 5 лет работы по специальности;

§         иметь наличие публикаций по теме экспертизы в научных и других изданиях;

§         иметь другие свидетельства высоких результатов работы в сфере проведения экспертизы.

 

6. Порядок рассмотрения заключений по результатам общественной экспертизы

6.1. Подготовленный рабочей группой проект заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы подлежит рассмотрению соответствующей комиссией или комиссиями Общественной палаты, ответственными за выработку проекта решения.

6.2. В проекте решения Общественной палаты по результатам проведения общественной экспертизы указываются:

  • Предмет общественной экспертизы.
  • Информация о ходе общественной экспертизы, сроках ее выполнения.
  • Число поступивших от представителей общественности предложений и замечаний по объекту экспертизы.
  • Выводы и рекомендации для принятия решения.

6.3. Представленный комиссией или рабочей группой проект заключения Общественной палаты по проекту нормативного правового акта считается одобренным соответствующей комиссией, рабочей группой, если за проект заключения проголосовало более половины от общего числа членов комиссии, рабочей группы.

6.4. Одобренный комиссией, рабочей группой проект заключения Общественной палаты по объекту общественной экспертизы направляется в совет Общественной палаты. Совет Общественной палаты рассматривает заключение, одобренное комиссией, рабочей группой, ответственной за проведение общественной экспертизы и принимает решение о направлении результатов общественной экспертизы, в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

6.5. В отдельных случаях совет принимает решение о рассмотрении и одобрении заключения на пленарных заседаниях Общественной палаты Удмуртской Республики. Для этого совет включает подготовленный Комиссией, рабочей группой, ответственной за проведение экспертизы проект заключения в повестку дня очередного заседания Общественной палаты, информирует остальных членов Общественной палаты о проделанной работе и предоставляет им необходимые материалы, документы и проект заключения, или же в установленном порядке осуществляет процедуру принятия решения Общественной палаты методом опроса членов Общественной палаты.

7.Сроки проведения экспертизы

7.1. Срок проведения экспертизы устанавливает совет Общественной палаты,   который не может превышать трех месяцев.

7.2. Необходимость продления сроков проведения общественной экспертизы решается по согласованию сторон     (инициатор, эксперт).

 

8. Направление результатов общественной экспертизы

8.1. В случае одобрения Общественной палатой текста заключения по проекту нормативного правового акта или общественно важного проекта заключение Общественной палаты в соответствии со статьей 19 закона «Об Общественной палате Удмуртской Республики» направляется соответствующим субъектам и могут быть опубликованы в средствах массовой информации. Решение Общественной палаты по проведению общественной экспертизы может быть оформлено в виде заключений, предложений и обращений, и носят рекомендательный характер.

8.2. Председатель Общественной палаты или член палаты по поручению председателя вправе выступить с докладом о результатах общественной экспертизы на заседании Правительства Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, на которых рассматривается объект общественной экспертизы. Доклад председателя Общественной палаты включается в план заседания органа государственной власти и местного самоуправления Удмуртской Республики, на котором предполагается рассмотреть вопрос, являющийся объектом общественной экспертизы.

8.3. Заключения Общественной палаты должно быть доведено до Правительства Удмуртской Республики и Государственного Совета Удмуртской Республики, органов местного самоуправления Удмуртской Республики при любых формах инициирования проведения общественной экспертизы.