Общественная палата
Удмуртской Республики

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Домашняя страница Решения Заключение Общественной палаты УР «Об эффективности реализации Закона УР «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции»

Заключение Общественной палаты УР «Об эффективности реализации Закона УР «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции»

Печать
Заключение

Общественной палаты Удмуртской Республики

«Об эффективности реализации Закона Удмуртской Республики

«Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции» и других мер по сокращению потребления алкогольной продукции и  формированию здорового образа жизни»

30 июня 2011 года

В Удмуртской Республике в области формирования здорового образа жизни действует около пятнадцати республиканских целевых, ведомственных и муниципальных программ, в том числе принятая в июле 2010 года  Республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы».

Алкоголизм стремительно молодеет и, как показали проведенные Молодежным парламентом социологические исследования,   вследствие  обилия, исключительной доступности и относительной дешевизны пива и алкоголя, достиг критических показателей.

По заключениям  экспертов проекта «Качество жизни (здоровье)» партии «Единая Россия», ситуацию со смертностью в России можно без преувеличения назвать катастрофической.

Главными факторами являются: 19% - злоупотребление алкоголем, 17%  - табакокурение, 10% - загрязнение окружающей среды, несбалансированное питание, ожирение, гиподинамия, низкое качество питьевой воды, 10% -  недостатки системы организации обеспечения населения медицинскими услугами и лекарственными средствами,  5% -  наркомания и ее последствия.

Из докладов, выступлений участников и принятых Рекомендаций Общественных слушаний «О реализации Закона Удмуртской Республики «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции» и о формировании здорового образа жизни, усиления борьбы с пьянством и сокращении потребления алкогольной продукции в Удмуртской Республике»,  проведенных 16 ноября 2010 года Государственным Советом  Удмуртской Республики, следует, что необходимых сдвигов в решении  проблемы формирования здорового образа жизни и алкоголизма все еще нет.

Общественная палата Удмуртской Республики с начала ее работы систематически занимается проблемами формирования здорового образа жизни, в особенности у детей, подростков и молодежи.

Анализируются материалы социологических исследований, итоги реализации Республиканских целевых программ, ситуация по изменению Российского и республиканского законодательства в этой области, анализируется опыт российской и региональных Общественных палат, проводятся тематические заседания комиссий.

Начиная с 2009 года по проблемам, связанным с формированием здорового образа жизни, проведено пять тематических круглых столов

с привлечением заинтересованных властных и профессиональных структур, местного самоуправления и широкой общественности.

Одобренные Общественной палатой предложения были отправлены в органы государственной власти и местного самоуправления, но практически все остались не реализованными, некоторые из них частично присутствуют в Рекомендациях Общественных слушаний от 16 ноября 2010 года.

В апреле текущего года проведено расширенное  заседание комиссии по социальной политике Общественной палаты УР «Об эффективности реализации Закона Удмуртской Республики «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции» и других мер по сокращению потребления алкогольной продукции и  формированию здорового образа жизни».

Участники заседания  пришли к выводу о том, что откладывать решение  проблемы организации эффективной системы формирования здоровой, альтернативной пиву, табаку, беспризорничеству и наркотикам среды, формирования  здорового образа жизни нельзя, так как речь идет о физическом здоровье народа.

Предложения комиссии получили положительную оценку администраций Вавожского, Воткинского, Игринского, Якшур-Бодьинского районов.

Рассмотрев ситуацию по эффективности принимаемых мер по борьбе с табакурением, алкоголизмом и формированию здорового образа жизни в республике, Общественная палата  предлагает Правительству и Государственному Совету Удмуртской Республики, а также депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Инициировать разработку и принятие национальной программы первоочередных мер государственной политики по формированию здорового образа жизни, объединив в ней мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма,  употребления наркотиков и мероприятия по организации работы с детьми, подростками по месту жительства и организации дворового спорта и другие.

2. Инициировать введение в федеральное законодательство положений о включении пива, алкогольных и слабоалкогольных коктейлей с содержанием в них этилового спирта  более 1,5% (по определению Всемирной Организации Здравоохранения) в категорию «спиртные напитки».

3. Ввести на территории Удмуртской Республики запрет на продажу в розничной торговле  всех видов алкогольной продукции с содержанием в них этилового спирта  более 1,5% (по определению Всемирной Организации Здравоохранения) с 20 часов до 10 часов следующего дня.

4.   Принять меры по упорядочению работы ночных клубов.

5. Поддержать инициативу Молодежного парламента Удмуртской Республики по увеличению порогового возраста на право приобретения алкогольной продукции всех видов, включая пиво, во всех предприятиях торговли и общественного питания до 21 года.

6. Инициировать  законодательное ограничение (вплоть до полного запрета) любой рекламы товаров категории «спиртные напитки».

7.  Поддержать инициативу Министерства торговли и бытовых услуг УР по внесению в федеральное законодательство изменений, направленных на ужесточение государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сохранения легальности рынка алкогольной продукции:

- предоставление полномочий субъектам Российской Федерации по введению специальных защитных мер, включающих в себя проверку качества алкогольной и спиртосодержащей продукции, введению лицензирования розничной продажи спиртосодержащей продукции;

-   запрещение продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе в мелкорозничной торговой сети (ларьках, киосках, палатках, лотках)

(в настоящее время прошел первое чтение проект федерального закона об отнесении пива и напитков, изготавливаемых на его основе, к алкогольной продукции и ограничения продажи в киосках с содержанием этилового спирта более  5 процентов объема готовой продукции. В связи с тем, что 80 процентов продажи пива составляет пиво с содержанием этилового спирта до 5 процентов, необходимо распространить вышеуказанные ограничения на весь ассортимент пива и напитков, изготавливаемых на его основе, без учета содержания этилового спирта в объеме готовой продукции;

- исключение лицензионного контроля из-под действия Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части производства и оборота алкогольной продукции;

- установление акцизов на всю спиртосодержащую продукцию  (в настоящее время введены акцизы на продукцию, разлитую в емкости более 100 мл., которую после  введения акцизов практически перестали производить (разливать);

- осуществление продажи спиртосодержащей продукции в аптеках по рецептам;

- закрепление права продавца при продаже пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табачных изделий в целях определения возраста покупателя требовать у него удостоверение личности;

- внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ужесточения наказания за нарушения правил розничной продажи и безлицензионную продажу алкогольной продукции, в части установления ответственности за употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в общественных местах.

8. Активизировать антиалкогольную просветительскую деятельность                                                                                                                                            общественных организаций и волонтерских отрядов за счет выделения специальных (целевых) грантов  Президента и Правительства Удмуртской Республики.

Инициировать  законодательное ограничение (вплоть до полного запрета) любой рекламы товаров категории «спиртные напитки».