Общественная палата
Удмуртской Республики

 
  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Домашняя страница Круглые столы Резолюция круглого стола «О мерах по профилактике табакокурения в молодежной среде Удмуртии»

Резолюция круглого стола «О мерах по профилактике табакокурения в молодежной среде Удмуртии»

Печать
2 апреля 2010 года

Город Ижевск

Курение сокращает среднюю продолжительность жизни на 10 - 12 лет, убивает в России от 330 до 400 тысяч человек ежегодно и является мощным источником демографического кризиса в России. Как правило, курение является предшественником употребления различных наркотических препаратов.

Экономические потери от курения оцениваются около 3% ВВП и складываются, прежде всего, из последствий смертности и заболеваемости людей старших трудоспособных возрастов, и более низкой производительности труда курильщиков.

По последним данным уровень курения в России постоянно растет и является одним из самых высоких в мире. В России курят 63% мужчин и 19% женщин,  а в мегаполисах уже 30%.

По подростковому курению Россия также является  мировым лидером. Две трети - 66%,    10-16 летних российских подростков имеют опыт курения, а 35% курят регулярно.

Необходимо отметить, что на протяжении последних 10 лет (с 1999 года) сигареты в России становятся все более доступными по сравнению с продукцией первой необходимости, например, с хлебом, так как имеют самые низкие в Европе цены.

Мировой опыт эффективной антитабачной деятельности отражен в международном договоре Всемирной организации здравоохранения Рамочной конвенции  по борьбе с табаком,  принятой еще  в мае 2003 года.

Рамочная конвенция устанавливает минимальные требования к законодательству стран - участников и поощряет идти дальше по борьбе с глобализацией табачной индустрии и ее союзниками.

К сожалению, Россия присоединилась к Рамочной Конвенции только   в апреле 2008 года.  Став 152 страной, участницей   Конвенции,  взяла на себя обязательства привести национальное законодательство в соответствии с Конвенцией.

Однако, два года спустя очевидно, что противотабачное законодательство, а в месте с ним и ситуация по потреблению табака в стране и особенно в подростковой и молодежной среде сильно отстают от таковых в большинстве стран мира.

Заслушав и обсудив сообщения ректора  Ижевской государственной  медицинской академии Стрелкова Н.С. , представителей министерства здравоохранения, министерства по делам молодежи, министерства образования и науки, министерства торговли и бытовых услуг,  представителей органов местного самоуправления и общественных организаций республики круглый стол предлагает:

1. Поддержать рекомендации Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике по необходимости скорейшего приведения российского законодательства в соответствие с требованиями Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения.

2. Просить Государственный Совет Удмуртской Республики инициировать путем внесения в Государственную Думу Российской Федерации следующих ниже законодательных инициатив:

1. Поэтапное увеличение акцизов на табачные изделия до минимального уровня ЕС. Решение вопроса акцизов на табак находится в компетенции Правительства России и Государственной Думы Федерального собрания РФ.

Для того чтобы потребление сигарет снижалось действительно ощутимыми темпами (10-15% в год), необходимо поэтапно поднять акциз до уровня в 48-56 рублей с одной пачки в течение ближайших 3 лет. Например, в первый год повышения минимальный акциз может быть поднят до 12 рублей с пачки сигарет (т.е. до 600 рублей с 1000 шт.), во второй год - уже до уровня в 24 рубля (1200 рублей за 1000 шт.), а в третий год - до уровня в 48 рублей с пачки (2400 рублей за 1000 шт.). Данный уровень налогообложения будет соответствовать уровню табачного акциза, уже сейчас взимаемого

в беднейших странах ЕС. При этом минимальная цена пачки сигарет в 2010 году составила бы 20 рублей, в 2011 - 36-38 рублей, а в 2012 - 65-70 рублей, что соответствует текущим средним ценам в новых странах ЕС. Через такой рост цен на сигареты только что прошли страны Восточной Европы, вступившие в ЕС, в результате там снизилось потребление табака и резко выросли доходы бюджета.

В случае принятия такой акцизной политики, РФ достигнет того уровня налогообложения сигарет, который введен в Румынии - стране с подушевым доходом на 20-25% ниже, чем в РФ, и в Польше, где подушевой доход соизмерим с российским.

Предлагаемые ставки акцизов позволят даже при ежегодном падении спроса на табак на 10-15% (опыт Польши, Германии, Франции) собрать в 2010 году в бюджет дополнительно более 100 миллиардов рублей, а к 2012 году достичь уровня поступлений в бюджет от акцизов на табачные изделия более 320 миллиардов рублей ежегодно.

Необходимо отметить, что как показывает опыт стран ЕС, повышение акцизов на сигареты должно сопровождаться повышением ставки акциза на развесной табак с целью недопущения перехода потребителей с сигарет на курение трубочного табака или на скручивание сигарет состоятельно. При этом ставка акциза на килограмм развесного табака в размере 50-60% от минимальной ставки акциза на сигареты позволяет исключить экономические стимулы для такого поведения.

. В течение последующих двух лет с целью снижения ценовой доступности табачных изделий ставки акцизов должны быть гармонизированы с минимальными ставками действующими в странах ЕС.

2. России необходимо введение полного запрета курения в закрытых помещениях, включая рабочие места, образовательные и медицинские и транспортные учреждения, а также места общепита.

Поэтапное введение запрета на курение в общественных местах защитит от последствий пассивного курения некурящих, обеспечит реальное снижение потребления табака курильщиками и сократит возможность привлечения новых потребителей табака.

Постепенность введения запрета курения в закрытых помещениях может выражаться лишь в том, что сначала такой запрет может распространиться на рабочие места, образовательные и медицинские учреждения и транспорт и лишь затем на заведения общепита. Только полный запрет курения в закрытых помещениях может защитить людей, как некурящих, так и курящих, от убийственного воздействия табачного дыма.

Кроме того, необходимо убрать законодательное ограничение борьбы против пассивного курения только федеральным уровнем, и разрешить регионам и муниципальным образованиям вводить запреты, как это требуется статьей 8 Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

3. Внесение поправки в Федеральный закон N 38-ФЗ "О рекламе" 2006 года о полном запрете рекламы табака в РФ.

В течение переходного периода до введения полного запрета рекламы табака, согласно n.4d Статьи 13 РКБТ, «информация о расходах табачной промышленности на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство» должна быть предоставлена соответствующим государственным органам (для России - Минздравсоцразвития РФ), которые, в свою очередь, могут обеспечить обнародование такой информации.

Места продаж должны быть включены в запрет рекламы табака, для чего необходимо внесение поправок в федеральный «Закон о рекламе». Регулирование розничной торговли табаком в РФ должно быть организована таким образом, чтобы сделать табак максимально недоступным для покупателей, особенно для детей.

Наказание за продажу табака несовершеннолетним должно быть ощутимым, четко прописанным в соответствующих нормативно-правовых актах. Представители розничной торговли должны быть хорошо информированы о своей ответственности в данной области.

Введение режима лицензирования для точек продаж табака, а также законодательное закрепление увеличение торговой площади для таких точек до как минимум 50 кв. м., позволит полностью свернуть торговлю сигаретами в киосках, ограничит шаговую доступность сигарет для несовершеннолетних.

В перспективе необходим запрет на размещение витрин с табачными изделиями в точках продаж, препятствующий продвижению табачной продукции к потребителю, а информирование покупателей по табачной продукции должно быть организовано только по запросу.

Необходимо восстановить норму о лицензировании производства (отмененную в 2005 году), а также продажи табачных изделий с внесением соответствующих поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

4. Необходимо внести поправки в Федеральный Закон РФ от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», четко определяющие необходимость нанесения цветных предупредительных изображений и фотографий на упаковки сигарет, прописывающих технологию их нанесения и функции МЗиСР РФ в разработке новых предупреждений о вреде курения

Необходимо запретить использование надписей типа «легкие», «с пониженным содержанием смол» и т.п. на пачках сигарет, какими бы «разъяснениями» мелким шрифтом, как это предусматривается принятым в декабре 2008 года Техническим регламентом на табачную продукцию, эти надписи не сопровождались. Такие надписи являются обманным рекламным ходом табачной промышленности. Показано множеством исследований, что смертность и заболеваемость среди курящих т.н. «легких сигарет» такая же, как и у других курильщиков. Многие не бросают курить, считая, что «легкие» менее вредны.

Позиционирование сигарет как «легких» является рекламным ходом, придающих элемент «стильности» процессу курения. В результате, основными потребителями сигарет с такой маркировкой являются дети и женщины, поскольку такие надписи сопровождаются «гламурным» стилем пачки и рекламной кампании сигарет.

Введение этих четырех основных мер должно сопровождаться демонстрацией антитабачных роликов, натуралистично показывающих вред для здоровья человека (поврежденные органы и т.д.), а также сообщающих номер горячей линии, адрес центра, помогающего в отказе от курения. Последние должны являться частью системы помощи по отказу от курения начиная от краткого совета врача по телефону горячей линии, и заканчивая консультацией специалиста на месте и применением эффективных медикаментозных препаратов.

Крайне важной является денормализация табачных компаний, запрет их влияния на государственную политику в сфере табака. Основными инструментами для этого являются сведение к минимуму контактов государственных служащих и депутатов с табачной индустрией, и, если такие контакты необходимы, обеспечение максимальной открытости таких взаимодействий (оповещение общественности, допуск на мероприятие и т.д.).

Эти меры настолько хорошо апробированы и признаны, что они закреплены в международном договоре Всемирной организации здравоохранения Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) и ее руководящих принципах

Каждый год промедления делает ежедневными курильщиками как минимум 130 тыс. новых подростков в возрастной группе от 10 до 13 лет, при этом еще более 400 тыс. детей этого возраста впервые попробуют сигареты.


Прикрепленные файлы:
 Резолюция круглого стола [ ]47 Kb